Государственное областное бюджетное учреждение
«Информационно-аналитический Центр развития
физической культуры и спорта Липецкой области»
ГОБУ ИАЦР ФКиС ЛО

               
Адрес: 398016, г. Липецк, пер. Попова, д.5
Тел./факс: +7 (4742) 34-89-24
e-mail: iac-sport@yandex.ru
Описание выполнения заданий по программе "Мониторинг Online"

Артериальное давление и частота сердечных сокращений, рост, вес, измерение окружности грудной клетки, измерение окружности талии, окружность бедер, окружность запястья, кистевая динамометрия, быстрота реакции, тест на гибкость, координация, жизненная емкость легких, задержка дыхания на вдохе, измерение мышечной выносливости, уровень аэробной выносливости, тест Люшера...

 

1. Артериальное давление и частота сердечных сокращений (пульса)

Показывают уровень функциональной подготовленности участника мониторинга и определяются с помощью тонометра.

 

2. Рост (длину тела)

Измеряют с помощью ростомера.

Для измерения роста в положении стоя обследуемый встает на площадку деревянного ростомера таким образом, чтобы касаться вертикальной планки (стойки) ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью, голова должна находиться в таком положении, чтобы линия, соединяющая наружный угол глаза и козелок ушной раковины, была горизонтальной.

После того, как обследуемый принял правильное положение, сверху по стойке осторожно спускают скользящую муфту с горизонтальной планшеткой до соприкосновения с головой.

Цифра, на которой фиксирована планшетка, показывает рост в сантиметрах (определяется по показаниям правой шкалы). Измерение роста производится с точностью до 0,5 см.

Для измерения роста в положении сидя обследуемый садится на откидную скамейку (табурет), касаясь планки ягодицами и межлопаточной зоной. Голове придается такое же положение, как при измерении роста стоя.

Результат отсчитывается по левой шкалы ростомера.

 

3. Вес (масса тела)

Измеряется в граммах путём взвешивания на стандартных напольных медицинских весах с точностью до 50 грамм. Взвешивание желательно проводить натощак или через 2-3 часа после еды при возможном минимуме одежды.

 

4. Измерение окружности (обхвата) грудной клетки (ОГК)

Измерение производится сантиметровой лентой или рулеткой при вертикальном положении обследуемого. Сантиметровую ленту накладывают сзади у лиц обоего пола под нижними углами лопаток. Спереди у мальчиков и юношей — по нижнему сегменту околососковых кружков, у девочек и девушек над грудной железой на уровне прикрепления 4-го ребра к грудине. При наложении сантиметровой ленты обследуемый отводит руки в стороны. Измеряющий, удерживая в одной руке оба конца ленты, свободной рукой проверяет правильность ее наложения сзади и с боков. Измерения проводятся при опущенных руках.

Окружность грудной клетки измеряется при максимальном вдохе, полном выдохе и во время паузы. Чтобы уловить момент паузы, обследуемому задают какой-либо вопрос и во время ответа проводят измерение. Следует обращать внимание на то, чтобы при вдохе обследуемый не сгибал спину, не поднимал плечи, а при выдохе — не сводил плечи вперед и не наклонялся.

Разность между величинами окружностей в фазе вдоха и выдоха определяет степень подвижности грудной клетки (экскурсию, размах). Точность измерения до 1 см.

 

5. Измерение окружности талии

Сантиметровую ленту накладывают горизонтально по верхнему краю пупка.

 

6. Окружность бедер

Измеряется с помощью сантиметровой ленты в самом широком месте таза.

 

7. Окружность запястья

Измеряют сантиметровой лентой в самой узкой части лучезапястного сустава левой руки (расстояние между головками 2-ой и 5-ой пястных костей).

 

8. Кистевая динамометрия

С её помощью проводится оценка максимальной силы кистей рук, которая измеряется в килограммах с точностью до 1 кг. Измерение проводится стандартным кистевым динамометром. Испытуемый берет динамометр в руку, захватив его между пальцами на уровне их второго сустава и ладонью у основания большого пальца и располагая его на ладони так, чтобы стрелка была обращена к запястью. Затем он отводит руку в сторону и энергично сжимает прибор с максимально возможным для него усилием. Выполняется две попытки. Наибольший результат фиксируется в килограммах. Следует следить, чтобы испытуемый не делал резких взмахов рукой, не сгибал руку в локтевом суставе, что улучшает результат. Лучшая попытка заносится в протокол обследования. Для сравнительной оценки используют относительные показатели силы, исчисляемые на единицу массы в процентах.

 

9. Быстрота реакции

Оценивается с помощью теста с падающей линейкой. Тест с падающей линейкой выполняется в положении стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Помощник берет 40-сантиметровую линейку и устанавливает ее параллельно ладони на расстоянии 1-2 см. Нулевая отметка линейки должна находиться на уровне нижнего края ладони. После команды "Внимание!" помощник в течение 5 сек. должен отпустить линейку, так, чтобы она начала свободно падать параллельно ладони обследуемого, который должен как можно скорее сжать пальцы и схватить линейку. Измеряется расстояние в см. от нижнего края ладони до нулевой отметки линейки. Делается три попытки и из них выбирается лучший (быстрейший, с минимальным расстоянием) результат.

 

10. Тест на гибкость

Стоя ноги вместе, носки врозь, дотянуться пальцами до пола перед собой, не сгибая ног в коленях, фалангами пальцев (5 баллов), кулаками (10 баллов), ладонями (15 баллов).

В случае если обследуемый не достал до пола, то ему выставляется 0 баллов.

Данные баллы отражают аналогичные оценки результатов в сантиметрах соответственно:

0 баллов – 0 см.; 10 баллов – 10 см.;

5 баллов – 5см.; 15 баллов – 15 см.

 

11. Координация

Оценивается с помощью теста Ромберга. Обследуемый выполняет равновесие на левой ноге (при этом стопа правой ноги фиксируется на уровне коленной чашечки опорной ноги) с закрытыми глазами, руки опущены. Фиксируется время удержания равновесия.

Не разрешается сдвигать стопу опорной ноги. Дается две попытки. Засчитывается лучший (дольший по времени) результат.

 

12. Жизненная емкость легких (ЖЕЛ)

ЖЕЛ - максимальное количество воздуха, которое можно выдохнуть после максимального вдоха. Чем выше ЖЕЛ, тем больше максимальная вентиляция и тем выше аэробная способность человека. Каждый литр жизненной емкости обеспечивает в среднем 0,7 л/мин максимального потребления кислорода. Измеряется в миллилитрах при помощи стандартных спирометров (испытуемому необходимо выполнить максимальный вдох, одновременно зажимается нос пальцами свободной руки, затем, не торопясь, но и не слишком медленно, делается максимально глубокий выдох). Обычно делается два пробных выдоха, потом с промежутком 15-30 секунд выполняется три измерения. Записывается наибольший результат.

 

13. Задержка дыхания на вдохе (проба Штанге)

Обследуемый в положении сидя делает глубокий вдох и выдох, затем снова вдох (в объеме приблизительно 80% от максимального), закрывает рот и одновременно зажимает пальцами нос, задерживает дыхание. Измеряется максимальное время, в течение которого обследуемый может не дышать. Секундомер включается в конце вдоха и выключается, когда дыхание возобновляется.

 

14. Измерение мышечной выносливости

Проводится при помощи упражнения «Подъем туловища в сед из положения лёжа на спине за 30 сек.» (проводится для девочек). Выполняется из исходного положения: лёжа на спине на гимнастическом мате, сцепив пальцы рук в «замок» за головой, ноги согнуты в коленях под прямым углом (ноги удерживаются с помощью партнера), ступни прижаты к полу, лопатки касаются мата. Участник по сигналу принимает положение седа, касаясь локтями коленей и возвращаясь в исходное положение максимальное количество раз за 30 сек. Тест оценивается количеством правильно выполненных подъемов (раз).

Второе упражнение, оценивающее мышечную (силовую) выносливость - сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, кисти в упоре на ширине плеч или специальной подставке. Упражнение выполняется из исходного положения лежа на полу, туловище прямое. По команде «Начинай!» испытуемый выпрямляет руки до положения упора, сгибая руки, возвращается в исходное положение и т.д. Количество правильно выполненных отжиманий за 30 сек. фиксируется в протоколе.

 

15. Уровень аэробной выносливости (сит-тест)

Сит-тест представляет собой циклическое движение "сесть-встать", в течение 3 минут в темпе, задаваемом метрономом. Высота сидения (стула, табуретки и т.п.) подбирается в соответствии с ростом испытуемого таким образом, чтобы угол между бедрами и голенью в положении сидя составлял 90°. Рекомендуемая высота сидения стула в зависимости от роста обследуемого дана в таблице 1.

Таблица 1

Рост обследуемого, см

Высота сидения, см

150—175

43

(высота стандартного стула)

176—185

48

186—195

53

196 и более

58

Увеличение высоты сидения обеспечивается за счет плоских накладок толщиной по 5 см.

 

В промежуточном положении испытуемый опирается руками на колени с целью выполнения требований ВОЗ к двигательным тестам.

Проведение теста. После небольшого отдыха (около 5 минут без помех, отвлекающих звуков и световых раздражителей) у обследуемого, сидящего в покое, измеряется ЧСС (ЧССпок). Если ЧССпок оказывается более 100 ударов в минуту, то тест не проводится.

В темпе, задаваемом периодическим звуковым или световым сигналом, испытуемый садится и встает со стула в течение 3-х минут. В конце третьей минуты он остается в положении стоя и вновь производится измерение ЧСС (ЧССнагр) за 6 сек. и полученная величина умножается на 10. После этого обследуемый садится и отдыхает 1 мин., в конце которой проводится третье измерение ЧСС (ЧССвосст) за 6 сек. и полученная величина умножается на 10.

Примечания: При тестировании с равномерной нагрузкой темп движений в течение 3-х мин осуществляется по режиму 2-й минуты.

Для детей 6-7 лет продолжительность нагрузки — 2 мин; 8-9 лет — 2,5 мин, а в более старшем возрасте — 3 мин.

 

16. Тест Люшера

Перемешайте цветные карточки и разложите окрашенной поверхностью вверх примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. После этого дайте испытуемому следующую инструкцию: «Разложите цвета по порядку – от цвета, который более всего нравится, к цвету который нравится менее всего».

Когда испытуемый завершает тестирование, карточки переворачиваются цифрами вверх, которые заносятся в протокол, начиная с номера цвета понравившегося более всего.

 

Мы «Вконтакте»

Региональный оператор ГТО

Здоровый регион

Областной творческий конкурс
«Спорт в нашей жизни»

Галерея

Портал неравнодушных

Порталы госуслуг


Сайты партнеров

  • Олимпийский комитет России

    Олимпийский комитет России

  • ОДЮСАШ

    ОДЮСАШ

  • ОКДЮСШОР

    ОКДЮСШОР

  • Библиотека международной<br/> спортивной информации

    Библиотека международной
    спортивной информации

  • Министерство спорта<br /> Российской федерации

    Министерство спорта
    Российской федерации

  • СДЮСШОР<br />

    СДЮСШОР
    "Локомотив"

  • Управление физической  культуры <br />и спорта Липецкой области

    Управление физической культуры
    и спорта Липецкой области

  • Школа высшего<br/>спортивного мастерства

    Школа высшего
    спортивного мастерства

  • Государственный музей спорта

    Государственный музей спорта

  • СК

    СК "ФОРЕСТ ПАРК"

  • СДЮСШОР <br />с.Конь-Колодезь

    СДЮСШОР
    с.Конь-Колодезь